Содержание статьи
Малыши в возрасте от года до трех лет входят в тот период жизни, который называется кризисным, так как дети переживают период взросления и осознания себя как личности.
Именно в это время родители чаще всего слышат фразу «Я сам!», им труднее справиться с упрямством малыша.
Но в то же время этот возраст, пожалуй, самый важный в детском периоде, да и вообще в жизни человека, потому что именно в нем закладывается фундаментальные основы характера человека и отношения его к окружающим.
Развитие ребенка от года до трех
Дети после года уже умеют ходить либо активно учатся этому. У них закладываются основы речевого общения: ребенок понимает, что при помощи слов он может выразить гораздо больше, что у каждого предмета есть название. Психологам известно, что при отсутствии человеческого общения в этом периоде жизни, ребенок никогда не научится говорить. Задача родителей – как можно больше и чаще рассказывать сказки и читать детские стишки малышу, ведь маленькие дети очень любят повторяющиеся истории. Это связано с большой инерцией процессов торможения и возбуждения в силу незрелости психики.
В возрасте примерно полутора лет, малыши обычно бывают ориентированы на две вещи – предметы и общение с людьми. Дети, ориентированные на предметы, очень любят что-нибудь строить или ломать, узнавать свойства предметов, подолгу играть с песком или водой. Малыши, ориентированные на общение, обычно не могут играть сами, им необходимо разговаривать, даже со сверстниками они стремятся постоянно что-либо обсуждать. Замечено: дети, ориентированные на предметы, более спокойно относятся к неудачам, менее зависимы от чужого мнения и более самостоятельны.
Формирование личности малыша
Гармоничная личность не вырастет в условиях постоянной опеки. Дети, как будто понимая это, изо всех сил пытаются противостоять взрослому присмотру. Маленькие упрямцы непременно хотят мыть руки и кушать сами, открывать двери и спускаться по лестнице. Чтобы воспитать сильного и уверенного человека, не нужно пугать малыша или ругать его. Негативизм в этом возрасте необходим для правильного формирования характера ребенка. Обретение им самостоятельности повышает его самооценку, ведь ребенок ориентирован на успех. Важно не подавлять в нем это стремление, а поощрять.
Обратить негативизм во благо можно, воспитывая у малыша привычку к чистоплотности, доверяя самостоятельно чистить зубы, и мыть ручки. Рассматривая свое тело, пытаясь управлять им, ребенок делает шаги к своей самоидентификации. Узнавание себя в зеркале и понимание, что это не кто-то другой, а именно он, приходит уже к трем годам. Значит, малыш окончательно определил, что он – личность.
Родители, переживая вместе с ребенком этот кризисный возраст познания, обязательно должны быть внимательны и терпеливы, не раздражаться на упрямство малыша, а помогать ему совершать открытия и победы. Как никогда важно быть рядом с ребенком в эти годы, потому что от родительской любви и понимания зависит будущее малыша, его восприятие мира и себя в нем.
Но не нужно позволять абсолютно все. Ребенок должен знать, что твердое «нельзя» – это значит, что бесполезно будет капризничать или плакать. Последовательность – главное в воспитании детей. То, что запрещалось ранее, не должно разрешаться никогда. Ребенок очень восприимчив, и часто полностью повторяет поведение взрослых в играх или повседневной жизни. Родители несут ответственность за все поступки своих детей, так как они чаще всего скопированы с окружения малыша.